Вардан Торосян. История образования и педагогической мысли. Раздел 3

Повсеместно восстанавливались разрушенные школы и
открывались новые. Правда, неграмотность так и не удалось преодолеть полностью.
Особенно сложным оказалось положение с высшими и специальными учебными
заведениями, куда пришлось принимать без экзаменов всех фронтовиков. Сказа­лось
и то, что ушло то поколение интеллигенции, которому удалось уцелеть в
сталинских чистках. «Интеллигентом» в «совковом» менталитете стал лю­бой
человек, получивший высшее образование. Сохранялся идеологический и
политический диктат. Сразу после войны прошли нашумевшее дело «вра-
чей-вредителей», разгром кибернетики и генетики, «идеологических отступлений» в
области литературы и философии. Был запрещен не утративший ценности и сейчас
3-й том «Истории философии» (под ред. Александрова). В системе образования были
запрещены даже тесты как «буржуазные». Под ту же формулировку попали широко
практиковавшиеся в мире социологические опросы, опасные для «лучшего в мире
строя».

Плоды «оттепели»

После разоблачения культа личности Сталина Н.С.
Хрущевым и смертельной схватки за власть (с расстрелом вероятного сталинского
преемника Л. Бе­рии) на некоторое время (начало 1960-х гг.) наступила
«оттепель», связываемая обычно с личностью Н.С. Хрущева (1894-1971). Вероятно,
это были лучшие времена в истории Советского государства и его граждан. Стало
нарицательным само название поколения шестидесятых. Властителями дум «шестиде­сятников»
были представители творческой интеллигенции - «физики» и «лирики», писатели,
поэты, песенники-барды- А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский, Б. Ахмадулина,
Б. Окуджава, В. Шукшин, собиравшие огромные аудитории честных, чистых,
открытых, с высокими помыслами моло­дых людей. Именно в это время после долгих
колебаний был выпущен на экраны под названием «Мне 20 лет» (вместо
первоначального «Застава Ильи­ча») кинофильм М. Хуциева, заставлявший
задуматься о необходимости связи поколений, личной ответственности молодых
людей в определении своей жизненной позиции.