Вардан Торосян. История образования и педагогической мысли. Раздел 2

Вслед за Руссо Песталоцци обосновал необходимость
возврата к «высокой и простой сообразности с природой». Рассматривая воспитание
как многооб­разный социальный процесс, швейцарский педагог подчеркивал, что
«обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства».
Стремясь к тому, чтобы педагогика отвечала требованиям времени, Песталоцци
рассматривал опытные школы как генераторы научных педагогических идей, что
особенно актуально сегодня. Резюмируя цели воспитания, по Песталоцци, можно
сказать, что это -
«развитие внутренних сил человеческой при­роды до степени
истинной человеческой мудрости».

В

опросы и задания

1.  
Объясните, почему одной из ведущих в эпоху Просвещения стала идея
природосообразности.

2.    Назовите
новые представления о науке и образовании в философии Ф. Бэкона.

3.    Обоснуйте
идею природы как учителя в «Республике ученых». Кратко охарактеризуйте
педагогические идеи ее представителей.

4.   
Как формулируется кредо Просвещения? Какие положения концепции
Я.А. Коменского позволяют считать его основателем педагогики Нового вре­мени?

5.    Как
отразилась институциализация механико-математического естествознания на
особенностях образования?

6.   
Перечислите французских просветителей-энциклопедистов и их
основные педагогические идеи. Назовите подлинную причину запрещения Фран­цузской
энциклопедии.

7.    Изложите
основные положения концепции Ж. - Ж. Руссо.

8.    Охарактеризуйте
систему образования во Франции, Англии, США и Германии в эпоху Просвещения.

9.    Назовите
представителей немецкого Просвещения и изложите их ведущие идеи.