Смыковская Т.К. Новые образовательные технологии в вузе. Раздел 2

Экологический аспект гуманизма затрагивает О.К.Флехтайм, на­зывая
его экогуманизмом, как одно из существенных условий ста­новления экологического
общества, гармоничного развития лично­сти, которое требует всестороннего учета
природных факторов в ин­дивидуальном, духовном, интеллектуальном и физическом
развитии.

Экогуманизм в отличие от традиционного гуманизма видит в при­роде
бытие человека. Природа есть символическое бытие человека. Именно поэтому
человек вынужден относиться к ней так же бережно, как к самому себе.

Экологическая культура характеризует уровень развития эколо­гического
сознания у человека и общества, в котором выражено цен­ностное отношение к
природной среде как жизненно необходимой. Ценности экологической культуры
человечества передаются, вос­производятся, сохраняются посредством
экологического воспитания, которое гуманистично изначально, т. к. цель его
состоит в обретении личностью качества человеческого отношения к природе.

В центре современного экологического воспитания находится человек
со своими жизненными проблемами. Культурные экологиче­ские доминанты и
гуманистические качества личности являются главными факторами, от степени
проявленности которых зависит судьба человечества.

В связи с новыми приоритетами и ценностями воспитания гума­нистического
типа, необходимо переосмысление и развитие концеп­туальных основ интеграции в
воспитании экологического гуманизма.

Опора на идеи современного экогуманизма позволяет определить
природно-культурные смыслы воспитания, разработать современную концепцию
детства на основе воссоздания экологически чистой при- родо-социо-культурной
среды воспитания, в которой осуществляется становление и развитие личностного
образа человека. Экологические нормы, соблюдаемые в практике жизнедеятельности,
станут ноогу- манистической привычкой повседневности.