Новости

Детишкам про мелочишку: про финансовую грамотность

ЦБ предлагает обучать россиян финансовой грамотности со школьной скамьи.

Отчаявшись, видимо, справиться с кредитной зависимостью граждан, грозящей окончательно разбалансировать подточенную кризисом экономику страны, власти решили начать обучать их азам финансовой грамотности. Причем, со школьной скамьи.

Инициатором введения в школьную программу для старших классов нового обязательного предмета, который так и предложено называть Финансовая грамотность выступил Банк России. Тема была поднята на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева по вопросу создания у нас международного финансового центра первым зампредседателя ЦБ Сергеем Швецовым, который и попросил правительство принять такое решение, сообщает РИА Новости.

В современном мире не ориентироваться в финансах означает ущербную жизнь. Либо столкновение с мошенниками, которых у нас, к сожалению, немало, - сказал Швецов, обращаясь к главе правительства.

По его мнению, российские граждане должны знать, что они покупают. И понимать, какие риски их ждут. Обучение финансовой грамотности со школьной скамьи должно давать людям необходимые ориентиры. Это самый эффективный, с точки зрения представителя ЦБ, способ нести знания в общество, поскольку через детей информацию получат и родители.

У премьера идея возражения не вызвала. Он даже предположил, что это могло бы уберечь население от участия в разных финансовых пирамидах.

Впрочем, пока это только предложение. И не факт, что Министерство образования его поддержит, учитывая и без того сильную загруженность учащихся.

Эксперты СП считают идею полезной.

В соответствующих знаниях, действительно, существует потребность, но нет необходимости вводить их в программу отдельным предметом, считает директор московской школы-интерната Интеллектуал Юрий Тихорский:

- Это делается путем интеграции в уже имеющиеся дисциплины. У нас уже есть такой предмет, как обществознание, например. Есть такой предмет, как право. Есть, наконец, экономика. И я считаю, конечно, что это должно быть, но просто заложено априори внутри программы. Любой грамотный учитель, пройдя курсы, почитав специальную литературу, может вполне разобраться в этом. Не вижу никакой необходимости в создании дополнительного часа.

СП: - Где взять столько грамотных учителей-экономистов, чтобы преподавание было эффективным?

- Если даже их количество недостаточно, хотя преподавателей обществознания и экономики у нас, на мой взгляд, очень даже много и хороших, то можно на базе успешных школ, где есть специалисты, провести обучение и стажировки.

СП: - Юрий Борисович, ваша школа, действительно, известная. Но есть совсем маленькие школы, есть школы сельские

- Не вижу проблемы. А дистанционное обучение для чего? Центр педагогического мастерства вполне себе проводит дистанционное обучение на любые категории педагогов, было бы желание со стороны педагогов и администраций школ. Отдельный предмет не нужен вот в чем дело. У нас достаточно предметов, в которых это можно понести интегративно, грамотно и разумно. Достаточно провести обучение и разработать соответствующие части внутри программ уже имеющихся дисциплин. И хочу заметить, что многие хорошие школы, и уж тем более школы в крупных городах, имеют сильных учителей обществознания и экономики, которые, несомненно, эти вопросы с детьми разбирают. В рамках существующих дисциплин тоже можно финансовую грамотность у учащихся увеличить.

Профессор, директор программы Мастер финансов Российской экономической школы Алексей Горяев считает, что получить азы финансовой грамотности для наших школьников было бы полезно:

- Эта тема мне очень близка, поскольку последние 5 лет мы с партнерами региональными университетами проводим занятия по финансовой грамотности для студентов и старшеклассников. Я полностью поддерживаю инициативу Сергея Швецова и абсолютно уверен, что понимание личных финансов очень полезно для ребят. При этом я ни в коем случае не умоляю значение других предметов, которые преподаются в школе и русский язык, и математика, и физика, и многие другие предметы, безусловно, нужны. Но если оценивать с точки зрения практичности, то есть, что именно подросток сможет использовать тут же, выйдя из школы на улицу, то финансовая грамотность это как нельзя более практичное знание. За мотивацией далеко ходить не надо все мы время от времени слышим о проблемах с финансовыми пирамидами, с обманутыми дольщиками, с людьми, которые брали деньги под грабительские проценты в каких-то непонятных финансовых организациях. Так что первая цель таких уроков очень простая помочь уберечь свои деньги от мошенников. Мне кажется, сейчас это очень актуально. Вторая цель, более продвинутая это научить, как грамотно распорядиться своими деньгами, как приумножить их.

Комментарии