Новости

Дагестан: программа ликвидации невежества

Отозваны лицензии у трех дагестанских вузов, в том числе и религиозной направленности.

С наступившего года по решению Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки перестанут существовать Дагестанский институт прикладного искусства, дизайна и архитектуры, Исламский университет имени Шейха Абдуллы Эфенди и Кавказский светский институт. Два последних будут лишены права называться высшим учебным заведением в судебном порядке.

Технические несоответствия

Дагестанский институт прикладного искусства, дизайна и архитектуры получил иск еще в ноябре прошлого года. Тогда в числе 34 вузов прокуратура Дагестана требовала прекратить действие и их лицензии. По результатам проверки выяснилось, что в институте отсутствовали даже помещения должного уровня для проведения регулярныхзанятий со студентами, не говоря уже о необходимой учебно-методической документации, которая тоже не была представлена в нужном количестве.

Решение суда о прекращении лицензии данного вуза уже вступило в законную силу, об этом уведомляется на сайте Рособрнадзора. А вот против Исламского университета им. Шейха Абдуллы Эфенди, который находится в Дербенте, и Кавказского светского института служба подала иск. Судебный процесс с целью отзыва лицензии, скорее всего, будет выигран, потому что нарушения в этих учебных заведениях существенные. Как сообщается в релизе ведомства, вузам предоставлялась возможность устранить нарушения, но они так и не исполнили требования.

Власти Дагестана неоднократно заявляли, что намерены сократить количество негосударственных вузов и филиалов коммерческих вузов, действующих на территории республики, почти на 90% с 56 до 7. Причина зачистки поля высшего образования низкое качество предоставляемых услуг.

Чтобы было

Вопреки стереотипам, у этой борьбы с некачественными вузами очень много сторонников. Что высшее образование в Дагестане требует повышенного внимания и находится в достаточно упадочном состоянии, понимают практически все. Но не родители абитуриентов, готовые любой ценой приобрести для своих отпрысков заветную корочку, вне зависимости от получаемых чадом знаний.

Башир Аскеров политолог-конфликтолог. Дагестан предмет его исследований. Он считает, что тут происходит конфликт между истинно кавказским менталитетом и системой ценностей. В каждом из кавказских народов присутствует доля демонстративности. Есть это и в дагестанцах. Если есть у соседа, должно быть и у меня. Плюс забитый годами советской закалки стереотип все должно быть подтверждено бумажкой. Если есть документ подтверждающий, то есть и факт, утверждает он. Я склонен считать, что эта неуемная жажда диплома подмена жажды интеллекта. Все-таки когда-то Кавказ был достаточно развит интеллектуально, пока развитие не стало формальной необходимостью.

Преподаватели высших учебных заведений и вовсе считают, что большинство коммерческих вузов дискредитируют само понятие высшего образования. Патимат Гусейнова, преподаватель государственного вуза со стажем в несколько десятков лет, считает, что коммерциализация образования не должна снижать стандарты и требования к студентам. Иначе образование превращается в торговлю.

Какое-то время назад нам, преподавателям, тоже говорили мол, делайте поблажки для студентов, учащихся на коммерческой основе. Я не делала никогда. А то получается, если за ребенка платят родители, ему надо облегчить учебу? Рисовать отметки? Тогда чем это отличается от взятки? спрашивает она. Я читала, что у этих вузов, у тех, в которых отозваны лицензии, отсутствуют даже помещения, необходимые для проведения занятий. Тогда это уже неприкрытая торговля дипломами, а как иначе? Каким же образом получают студенты знания? На дому учатся? Не верю.

Новообразования в образовании

Сообщается, что в ближайшее время Рособрнадзор получит ряд новых полномочий, которые позволят комитету самостоятельно принимать решения о лишении лицензии того или иного вуза.

Образовательные учреждения с прошлого года, вне зависимости от правовой формы существования, получили право участия в конкурсах для полученияисточников финансирования наравне с государственными и муниципальными образовательными учреждениями. Регулярно объявляемые гранты, включающие в себя как государственные, так и муниципальные бюджеты дополнительного финансирования образования, стали не только подспорьем, но и лакомым кусочком.

Какими бы ни были причины фильтрации вузов в пользу качества, а не количества, единственное, что волнует население это боязнь того, что инициатива может стать поводом для банального передела собственности.

Комментарии