Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Раздел 3

Формальный показатель соответствия результатов
обучения ожиданиям, основанным на оценке качества «процесса» - соотно­шение
доли школ, принадлежащих, соответственно, к «нормаль­ным» и «аномальным»
кластерам, - достигает в Воронежской об­ласти высокой отметки: 86% / 14% (для
сравнения, в среднем по России-58% /42%).

Социокультурные барьеры. Как свидетельствуют
результаты всех методических блоков анализа, социокультурные барьеры яв­ляются
наиболее существенными, сильнее других ограничиваю­щими доступность
качественного образования.

Данному типу барьеров соответствуют такие
ресурсы, как культурный и социальный капитал семьи учащегося. Резуль­таты
многочисленных отечественных и зарубежных исследо­ваний подтверждают, что, с
точки зрения доступности качес­твенного образования, эти ресурсы чрезвычайно
важны. Среди социокультурных факторов доступности качественного обра­зования мы
выделяем, прежде всего, образование родителей, сферу их занятости, а также
занимаемую должность. Как по­казал анализ регрессионных моделей, значимыми
факторами оказались, кроме перечисленных, еще и показатели состава и размера
семьи учащегося (полные - неполные семьи, количест­во братьев и сестер).

Инвариативные свойства социокультурного барьера,
описан­ные выше, отчетливо проявилсь в картине доступности качествен­ного
образования в обследованных школах Воронежской области. Доля родителей с высшим
образованием возрастает от четверти в кластере № 1 (27% отцов и 25% матерей,
согласно данным оп­роса одиннадцатиклассников) до уровня свыше 50% в кластерах
№ 5, 7 и 8. Можно констатировать, что высота социокультурного барьера
увеличивается пропорционально обоим кластерообразую­щим факторам: качеству
процесса и показателям результата обу­чения (рис. 5.4.3).