Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Раздел 2

Показатели по Краснодарскому краю очень близки к
общерос­сийским. А вот результаты обследования Госкомстата по Москве
значительно отличаются от данных этого обследования по другим регионам. Среди
московских одиннадцатиклассников оказалось значительно большая, чем где-либо
еще, суммарная доля наме­ренных поступать в средние специальные учебные
заведения и в учебные заведения начального профессионального образования.
Возможно, дело здесь отчасти в том, что многочисленные средние специальные
учебные заведения столицы предложили выпуск­никам школ весьма привлекательные
варианты образовательной карьеры (туда нацелилась едва не треть выпуска), это
могло про­изойти и потому, что такие учебные заведения интенсивно пере­профилировались,
вводя у себя популярные среди молодежи про­фессии; а тем, кто хотел поскорее
выйти на рынок труда, подошли предложения, которые делали разного рода курсы
(их предпочел каждый десятый), число этих курсов, сулящих быстрое овладе­ние
опять-таки популярными специальностями, увеличивалось взрывообразно. Может
быть, причина в какой-то степени в том, что московские выпускники в ноябре еще
не вполне сформиро­вали решения относительно своего будущего: для них эта
задача усложняется тем, что выбор очень богат и разнообразен. И все же каждый
второй и здесь был ориентирован на вуз.

В целом наблюдаемый ход динамики личных планов выпуск­ников
показал изменения в ориентациях на различные уровни об­разования. Ориентации на
высокий уровень образования, на обре­тение высокого социального статуса были
интенсивно выражены в 1960-е годы, слабее - в 1980-е и наиболее сильны в
1990-х.

5.2.  
Статус родителей и планы детей

Дифференциация личных планов в зависимости от
социально­профессионального статуса родителей фиксировалась во все годы
обследований. Чем выше статус родителей, тем сильнее проявля­лась в планах
группы выпускников на будущее ориентация на вы­сокий уровень образования. На
среднее специальное образование были нацелены в первую очередь дети рабочих и
крестьян, дети служащих, в последнюю - дети руководителей и специалистов.
Поступать в учебные заведения начального профессионального образования
намеревались в большей мере подростки из групп, занимающих нижние этажи в
социальной иерархии, их сверстни­ки с верхних этажей общества этого избегали.