Д.Л. Константиновский. Социально - гуманитарное образование. Раздел 2

с реальной практикой
получения дополнительного образования, о чем шла речь выше (см. табл. 3.2.5),
то оказывается, что этот преимущественный крен в стремлениях в сторону
гуманитарногообразования получает еще одно подтверждение. В своей реальной
практике обращения к дополнительному образованию 70,4% оп­рошенных занимались
дисциплинами социогуманитарного цикла и 30,9% опрошенных — негуманитарного.
(Общая сумма больше 100% также потому, что некоторые могли давать более одного
от­вета). Это свидетельствует о том, что в своих субъективных наме­рениях
специалисты с трудовым стажем демонстрируют высокий потенциал стремлений к
дополнительному гуманитарному обра­зованию.

Больше всего среди стремящихся к
дополнительным знаниям распространено желание изучать иностранный язык: 30,4%
всех опрошенных изъявили такое намерение. Это вполне объяснимо, поскольку
знание иностранного языка универсально применимо во всех сферах деятельности и
во внепроизводственной жизни че­ловека. В связи с расширением международных
связей и контак­тов знание иностранного языка (особенно, знание английского)
стало необходимым условием полноценной повседневной жизни, а во многих
профессиях — обязательным условием выполнения непосредственных производственных
обязанностей. Во многих профессиональных сферах велико также значение
психологичес­ких знаний, вовлечения в психологические тренинги и деловые игры.
Поэтому неудивительно, что 14,6% опрошенных стремятся к получению
дополнительных знаний по психологии. На треть­ем месте по распространенности
намерений стоит желание овла­деть дополнительно знаниями в области экономики и
финансов (13,0%), что связано с развитием рыночных отношений и потреб­ностей в
экономической грамотности большого круга специалис­тов. По тем же причинам
пользуется привлекательностью изуче­ние дисциплин, связанных с управлением и
менеджментом, ими стремятся овладеть 12,9% опрошенных. На пятом месте по доле
стремящихся к дополнительным знаниям стоит информатика (10,5%), также
«сквозная» дисциплина для специалистов самого разнообразного профиля.