Аген. Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Уральский государственныйтехнический университет - УПИ имени. Раздел 3

Представленная концепция активного
учебника как интеллектуальной обучающей системы требует более детального
рассмотрения и его про­граммной логики, и интерфейса.

Интеллектуальный интерфейс

Интеллектуализация интерфейса является
самостоятельной проблем­ной областью в
HCI (Human-Computer
Interaction). В отличие
от традицион­ного «функционального» интерфейса с перманентным набором функций,
в

 

Необходимость использования подобного
интерфейса в активном учебнике объясняется тем, что усложняющаяся структура и
возрастающее количество знаний не может быть представлено традиционным
статичным интерфейсом, который вступает в противоречие с ограниченными возможно­стями
восприятия и памяти человека. В более широком смысле это означает переход от
семантического (визуальное «слово» и соответствующее ему зна­чение) к
прагматическому (визуальное «слово» через его употребление в ви­зуальном
«языке«) взаимодействию.

Организация интеллектуального интерфейса требует
анализа пользова­теля в режиме реального времени, как на синтаксическом уровне
(на уровне операций с мышью и клавиатурой, вплоть до отслеживания движения
глаз), так и на семантическом (анализ того, что пользователь делает, какие
события имеют место, какие файлы или сайты открывает пользователь). Отслежива­ние
позволяет системе обучаться по ходу работы (с использованием элемен­тов
программирования путем демонстраций) и самостоятельно действовать в заданном
направлении.

Интеллектуальная
логика

На наш взгляд, наиболее эффективным инструментом
теории искусст­венного интеллекта для моделирования логики взаимодействия при
обучении является агентный подход. Агентом называется автономный программный
субъект, который при получении задания ставит себя на место пользователя и в
тупиковой ситуации лишь задает ему уточняющие вопросы, то есть дей­ствует на
основе метафоры уточняющего диалога. Мы ограничимся рассмот­рением
педагогических агентов, которые служат проводником для ученика в запутанный мир
знаний. В рамках этого подхода, учитель моделируется как специфический агент,
точнее многоагентная система. Применение агентного подхода для разработки
обучающей среды предполагает перенос внимания от вопроса решения задачи к
вопросу взаимодействия для решения задачи, а значит - языковым возможностям
межагентного и человек-агентного взаи­модействия.